Инфляция в стране и в Алтайском крае снижается, но граждане не всегда это чувствуют. Разберемся почему?
26 декабря 2019г. - VRUBCOVSKE.RU. Как измеряют инфляцию?
Инфляцию рассчитывает Росстат. В нашей стране она измеряется также, как и в большинстве стран – по потребительской корзине. В корзину входит около 500 товаров и услуг, которыми мы регулярно пользуемся: продукты, одежда, коммунальные услуги, бытовая техника, автомобили и пр. Стоимость этой условной корзины меняется ежемесячно. Это изменение и есть инфляция. Экономисты привыкли использовать этот показатель в годовом выражении, то есть, например, сравнивать цены в ноябре 2019 года с ценами в ноябре 2018 года.
Годовая инфляция в России продолжает замедляться и в ноябре составила 3,5%. В Алтайском крае годовой темп прироста цен также постепенно снижается, но остается несколько выше общероссийского – 3,7%.
Продовольственная инфляция – это суммарное подорожание продуктов в потребительской корзине с учетом востребованности каждого из этих продуктов у потребителей. Годовая продовольственная инфляция в регионе в ноябре уменьшилась. В первую очередь это связано с удешевлением сахара. Это следствие рекордного урожая сахарной свеклы и его высоких запасов. Благодаря хорошему урожаю зерновых также замедлился рост цен на муку. В ноябре в крае сохранился рост цен на гречку. Наш регион – крупнейший производитель гречихи. На Алтайский край приходится около 50% от общероссийского
объема. В предыдущие два года цены на гречиху были низкими, поэтому аграрии уменьшили площади посева под эту культуру. Это и привело к подорожанию. По оценке регионального Министерства сельского хозяйства текущего урожая с учетом запасов достаточно для удовлетворения спроса. Сейчас цены на гречку устанавливаются на конкурентном уровне. В ноябре в крае также ускорился рост цен на привозные фрукты – бананы, апельсины, виноград из-за неблагоприятных погодных условий в странах-экспортерах.
Непродовольственная инфляция – рост цен на непродовольственные товары. В ноябре годовая непродовольственная инфляция в регионе снизилась до 2,6%. Замедлился рост цен на легковые автомобили на фоне сдержанной динамики спроса населения и укрепления рубля, также снизились темпы прироста цен на моторное топливо.
Инфляция услуг в крае в ноябре повысилась до 4,7%. Ускорился рост цен на авиаперелеты, что является временным фактором. Стабилизирует ситуацию с услугами динамика цен на жилищно-коммунальные услуги, рост которых замедлился.
Инфляция в крае 3,7%, но почему нам может казаться, что она выше? Ответ на этот вопрос таков:
· Личная потребительская корзина отличается от корзины Росстата У человека личный набор продуктов, вещей и услуг может отличаться от среднестатистического. Если кто-то, например, не ест мясо, то возможно, покупает больше овощей, фруктов, круп. В чьем-то бюджете существенной статьей расходов может быть обучение, детское питание, игрушки, а у кого-то такой статьи расходов нет. Разное потребление – разная инфляция. При этом Росстат фиксирует изменение цен на более чем 500 товаров и услуг. И все они важны для разных людей.
· Об инфляции порой судят по изменению цен на несколько товаров, которые чаще покупают
Например, продукты мы покупаем каждый день и поэтому изменение цен на хлеб и молоко замечаем быстро. А вот товары длительного пользования, например, телефоны или бытовую технику, мебель, верхнюю одежду мы приобретаем не так часто, поэтому можем и не заметить, что они почти не подорожали или даже стали дешевле, чем год назад.
· Рост цен запоминается надолго, а снижение цен мы можем и не заметить
Личная инфляция – это обычно не точный расчет, а то, как мы воспринимаем цены. И скачок цен всегда сильнее откладывается в памяти. Если мы постоянно покупаем конкретный товар, то запоминаем, когда цены на него преподнесли неприятный сюрприз.
· Период сравнения
Банк России использует годовой темп прироста потребительских цен. Однако люди в большей степени замечают рост цен на товары за более короткий период, например, за месяц или даже за неделю, при этом мало кто сравнивает текущие цены с ценами в прошлом году. При таком сравнении потребитель может наблюдать временный рост цен, связанный с сезонностью товара (например, подорожали цветы к 8 марта или тетради к 1 сентября). При этом понятно, что внутри года могут быть колебания.
Фото: sm-news.ru