Мало кто ожидал, что Русский мир через Анкару зайдет в тыл Тюркскому миру. Может ли "Великий Туран" стать единым и для России, и для Турции
09 июня 2024г. - VRUBCOVSKE.RU. В столицах Центральной Азии, согласно местным СМИ, значительно увеличилось количество конференций, семинаров и совещаний, посвященных обсуждению потенциальных перемен во внешнеполитической стратегии региона в связи с предстоящими изменениями от ведущих мировых держав. Пишет Свободная пресса.
В данных форумах участвуют ведущие специалисты из среднеазиатских стран, а также приглашенные эксперты из других государств, включая Россию.
Перемены включают следующие аспекты: успешное завершение специальной военной операции на Украине и активизацию попыток Москвы укрепить свои позиции на постсоветском пространстве, результаты предстоящих выборов в Европарламент, которые могут серьезно повлиять на будущее отношений между ЕС и странами региона, а также запланированные на осень президентские выборы в США. Большинство экспертов полагают, что ведущие мировые игроки будут придерживаться политики так называемого «прагматического сотрудничества» с элементами геополитической фрагментации.
При этом Европейский Союз и Центральная Азия готовятся к проведению своего первого полноценного саммита в Узбекистане в 2024 году. Однако остается неопределенным, состоится ли это мероприятие, и кого мы увидим на постах председателя Еврокомиссии и Совета Европейского Союза после выборов. Неясно также, продолжит ли Европа обходить Россию при создании торгово-энергетических коридоров, соединяющих Европу и Азию. Дополнительно стоит отметить, что по данным Euronews Business «экспорт и импорт товаров в ЕС переживают устойчивый спад».
Евростат выявил тревожную тенденцию: экспорт сокращается третий квартал подряд, а импорт снижается уже четвертый. Несмотря на объявленный интерес Европы к расширению коридоров для интеграции Центральной Азии, уровень инвестиций в инфраструктурные проекты в регионе остается низким.
Для США же Центральная Азия всегда была геополитической периферией. В случае избрания Дональда Трампа изоляционистские настроения могут усилиться, что приведет к смещению приоритетов в сторону Тихоокеанского региона, а отношения со странами Центральной Азии будут выстраиваться на основе баланса сил с Россией и Китаем. Только при втором сроке Джо Байдена можно предполагать сохранение нынешней стратегии США в формате «C5+1».
Предвидя такие изменения, страны Центральной Азии стремятся адаптироваться и выстраивать свою контригру путем объединения своей геополитической синергии в форме интеграции, что, как полагается, должно повысить субъектность региона и отдельных государств.
Однако, как утверждают эксперты, несмотря на этот подход, они продолжат выступать лишь в роли объектов в международных отношениях из-за недостатка ресурсов для формирования самостоятельных и устойчивых геополитических, политических, экономических и социальных структур. Более того, их удаленное от мирового океана географическое положение изолирует их от мировых рынков.
В этой связи особую значимость приобретает усиление военно-политического и экономического сотрудничества с внешними игроками. Речь идет, в первую очередь, о Совете сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ), который предполагает «возвращение к корням» и обретение тюркской идентичности, подавленной в советский период.
Идеологи этого проекта разрабатывают концептуальные основы тюркской модели общественно-политического развития и заявляют о возможности создания объединения, похожего на Европейский Союз. Таким образом, в Евразии наряду с «русским миром» обозначается и «тюркский мир», который, как утверждается, более древний, а лидирующая роль в реализации этого проекта отводится Турции.
Россия, где проживают миллионы представителей тюркских народов, высказала готовность рассматривать возможность вступления в ССТГ или Тюркский совет, если эта организация примет условие включения стран с тюркоязычным населением, пусть даже и не доминирующим. Россия имеет множество духовных и культурных связей с тюркским миром благодаря общему историческому прошлому, что создает значительный потенциал для углубления сотрудничества и укрепления отношений. Однако Анкара не поддержала эту идею Москвы, опасаясь потерять свое лидерство в тюркском альянсе.
Ситуация изменилась, когда Анкара и Москва начали активно развивать не только торгово-экономическое, но и военно-техническое сотрудничество и образовали тесный альянс в Сирии. Как отметил турецкий эксперт, "мало кто ожидал, что через Анкару русский мир проникнет в тыл тюркскому миру, а пантюркизм, считавшийся альтернативой пророссийским настроениям, начнет насыщаться русским духом".
Сегодня Турция сосредоточена на внутренних политических и экономических проблемах и почти не акцентирует внимание на Среднюю Азию, которая никогда не была частью Османской империи.
Китай стремится к доступу к природным ресурсам региона и его транзитным возможностям в рамках проекта "Один пояс, один путь". Но у Пекина нет цельной концепции для обеспечения региональной безопасности. Его беспокоит политическая нестабильность в Центральной Азии, которая грозит потенциальными военными конфликтами и возможным переносом нестабильности в Синьцзян.
Западные границы России закрыты, и Китай сталкивается с серьезным давлением США на европейских союзников с целью сокращения китайско-европейских связей, хотя ЕС — третий по величине торговый партнер КНР после стран АСЕАН и США.
Таким образом, столицы стран Центральной Азии начинают пересматривать внешнеполитические стратегии. Все вокруг быстро меняется: ситуация в Афганистане, отношения с соседями, и состояние постсоветского пространства в целом.
Возникают вопросы, с кем стоит сотрудничать, привлекать к проектам иностранных партнеров, и с кем это может быть рискованно. Главный вывод заключается в том, что стратегическим партнером остается Россия с ее стремлением к евразийской интеграции.
Взаимодействие в рамках ОДКБ гарантирует военно-политическую безопасность, так как Турция в этом плане неэффективна. Участие в Евразийском экономическом союзе обеспечивает экономическую устойчивость и развитие. Также существует возможность, что Россия и Турция в будущем могут создать общий геополитический проект "Туран". Всё только начинается, и впереди ещё множество возможностей. Россия должна стать лидером в объединении евразийских территорий.
Фото: Из открытых источников