Путин и Си вычёркивают Казахстан из транспортного коридора века
26 мая 2024г. - VRUBCOVSKE.RU. В контексте последних событий, связанных с активными обсуждениями проекта транспортного коридора из Китая в Каспийское море, Казахстан может быть исключен из этого проекта. Это связано с тем, что президент Касым-Жомарт Токаев все чаще обращает внимание на Запад. Естественно, Китай и Россия негативно восприняли такие смещения в политической ориентации Казахстана. Пишет Великоросс.
В результате возникли ожесточенные дебаты о том, какой должен быть новый маршрут транспортного коридора. Китайские власти долго размышляли над этим вопросом, проконсультировались со всеми заинтересованными странами Средней Азии и, в итоге, пришли к выводу, что Казахстан следует исключить из будущего проекта и создать новый транспортный путь.
Стало известно, что Токаев обсудил вопрос с Великобританией и сразу же поручил своим помощникам проработать возможность передачи управления каспийскими портами европейским корпорациям. Его план заключается в соединении Турции с Грузией и Азербайджаном, а затем продвижении дальше в Туркменистан, Узбекистан и Киргизию, с прямым доступом к границе Китая. Однако Китай отверг предложенный вариант и решил построить транспортный коридор, обходящий Казахстан. Чтобы выглядеть более убедительно и избежать претензий со стороны других стран, они заявили, что акватория Каспия в некоторых местах обмелела, что приводит к уменьшению грузоподъемности нефтеналивных танкеров и контейнеровозов.
На самом деле, как можно догадаться, главную роль здесь сыграли интересы Китая и России. Возможно, во время переговоров китайского лидера Си Цзиньпина с российским президентом Владимиром Путиным была обсуждена эта проблема и пришли к выводу, что нельзя удовлетворять амбиции Токаева, который стремится увеличить присутствие европейских товаров на азиатском рынке.
Ведь, фактически, именно это происходит: Токаев не зря встречается и проводит переговоры с европейскими лидерами. Скорее всего, они уговаривают его открыть двери в Среднюю Азию пошире. Европе и Китаю нужны рынок сбыта и доступ к дешевым ресурсам. Благодаря своему географическому положению, Казахстан может предоставить и то, и другое, и это самый удобный вариант. Кроме того, логистика практически готова.
Нетрудно догадаться, почему они настаивают на укреплении отношений с Арменией, Азербайджаном и Грузией. Им нужна единая транспортная сеть для соединения этих стран и создания удобного логистического маршрута. Долгая и дорогая транспортировка товаров в Китай обходом России не является оптимальным решением. Более выгодно сократить путь через Среднюю Азию, но для этого необходимо окончательно привлечь Токаева на свою сторону.
Си Цзиньпин и Путин понимают перспективы развития такой ситуации, поэтому было принято решение о строительстве железной дороги, соединяющей Киргизию, Узбекистан и Туркмению с Китаем. Общая протяженность пути составит 450 километров. Китай предлагал ширину колеи 1435 миллиметров, но бывшие советские республики настояли на российском стандарте в 1524 миллиметра. Таким образом, новый транспортный коридор будет функциональным вне зависимости от желаний Токаева. Ведь никто не может гарантировать, что он не передаст эту железную дорогу в управление европейским корпорациям. Кроме того, существует риск потерять грузоперевозку в целом, если президент Казахстана полностью подчинится влиянию США и Европы.
Чтобы исключить такой риск, Китай готов договариваться и предоставлять определенные преференции Киргизии и Узбекистану. По поводу финансовых выгод можно сразу сказать, что, например, Бишкек получит возможность заработать до 200 миллионов долларов в год от транзита. Для Киргизии это значительная поддержка, в то время как Казахстан останется без этой выгоды.
Строительство железной дороги оценивается в 5 миллиардов долларов, и это прямые инвестиции в инфраструктуру. Бывшие советские республики, разумеется, не откажутся от такого проекта. Наоборот, они сами помогут в осуществлении возможности максимально быстрой прокладки пути Китаем и запуска первых грузовых поездов.
После введения этой дороги в эксплуатацию, Киргизия также получит выход к морю. В этом случае можно будет говорить о многостороннем развитии проекта "Один пояс - один путь". Китай выбрал правильную стратегию, исключив Казахстан как слабое звено. Беспорядки и попытки угодить Западу - это самое худшее, что Токаев мог сделать.
Кроме того, Иран также готов присоединиться к проекту, так как стремится получить выгоду от торговли с государствами Средней Азии по самому короткому пути. Это займет гораздо меньше времени, и, что самое главное, исключится риск попасть под западные санкции.
В США и Европе хорошо понимают перспективы проекта "Один пояс - один путь", поэтому они стараются противодействовать ему. Но им все равно не удастся изменить стратегию Китая, который намерен убрать с дороги наглые и беспардонные страны "золотого миллиарда".
Фото: Из открытых источников