Банки решают, что им выгоднее не брать высокие штрафы и незаконные комиссии
Ситуация с соблюдением прав заемщиков меняется в лучшую сторону. Такой вывод следует из специального мониторинга, проведенного по заказу Минфина.
«Коммерсант» сообщает данные отчета "О состоянии прав и интересов заемщиков в России на рынке кредитования". Составлен он по результатам независимого мониторинга, проведенного консорциумом в составе Международной конфедерации обществ защиты прав потребителей (КонфОП) и Consumers International (Великобритания).
Исследование проводились с начала 2014г. по апрель 2015г. с целью определения влияния на положение кредитных заемщиков закона «О потребительском кредите». Участие в исследовании приняли 25 крупнейших организаций, в том числе госбанки и микрофинансовые организации. "Тайные покупатели" оформляли потребительские, ипотечные кредиты, автокредиты и микрозаймы и оценивали ситуацию с соблюдением прав потребителей.
Выяснилось, что по сравнению с начало 2014г. банки заметно снизили взимание незаконных комиссий с заемщиков. Так, если в первом квартале 2014 года 20% опрошенных брали комиссию за рассмотрение заявки, то теперь таких не осталось совсем (0%).
Проблема с комиссией за ведение ссудного счета или ее аналогами тоже в существенной мере разрешилась: число кредиторов взимавших ее, сократилось за год с 12% до 4%. Полностью решена проблема с платным информированием заемщика об остатке задолженности (0%), в то время как годом ранее в этом нарушении были замечены 66% участников исследования.
Эксперты отмечают, что ситуация находятся в прямой зависимости от действия закона «О потребительском кредитовании». Другая причина состоит в том, что банки не хотят терять клиентов и пытаются создать для них более благоприятные условия.
Эти же причины, а также позиция судов повлияли на отказ многих банков от взимания крупных штрафов. "Нас особенно волновала проблема с высокими штрафами за просрочку по ипотеке; годом ранее у большинства игроков, включая Сбербанк, они доходили до 180% годовых,— говорит глава КонфОП Дмитрий Янин.— Сейчас ситуация существенно лучше, штрафы преимущественно составляют 18-36% годовых, лишь 2 из 25 ипотечных игроков, причем не самых крупных, продолжают взимать высокие штрафы по ипотеке (180%)".
Продолжает беспокоить защитников прав потребителей ситуация с территориальной подсудностью споров заемщиков с банками.
"Мы готовим к внесению в осеннюю сессию поправки к закону "О потребительском кредите", которые должны решить вопрос подсудности и до конца разрешить проблему завышенных штрафов, а также снять ряд других вопросов,— говорит господин Янин.— Мы рассчитывали, что отчасти это будет достигнуто с принятием закона "О банкротстве физлиц", но его отложили (см. "Ъ" от 17 июня), а проблемы сохраняются".
По данным «
Суммы штрафов находятся в прямой зависимости от того, насколько квалифицированные юристы защищают права заемщиков. «Если банк видит, что на стороне заемщика работает квалифицированный юрист, он не рискует выставлять высокие штрафы. Так, в одном из исков в суде банк уменьшил свои аппетиты на 90%. Сделано это было по результатам досудебной работы, проведенной нашей командой. Кредитная организация просто не рискнула в суде отстаивать свою позицию по более высоким штрафам», - отмечает юрист «Антиколлекторов Алтая» Павел Барило.
По поводу территориальной подсудности проблемы в нашем крае по-прежнему остаются серьезными.
«Антиколлекторам Алтая» пришлось защищать права заемщика, который брал кредит в Барнауле, а получил судебное решение из Горно-Алтайска. Причем без всякого уведомления.