В России покрывают дороги драгоценными самоцветами
Настоящий шок испытали инспекторы, контролировавшие строящийся участок федеральной трассы М-5 - «Урал», в районе населенного пункта Травники.
Повод для изумления имелся более чем весомый - десятки километров этой дороги здесь были отсыпаны змеевиком (серпентинитом) - крайне дорогостоящим поделочным камнем, из которого изготовляются дорогие сувенирные шкатулки и вазы. В результате историей «самоцветной» дороги заинтересовались правоохранители.
Согласно технологии, при строительстве дорог с насыщенным движением для отсыпки полотна используется скальный грунт. Максимально допустимая фракция - 7 см. Иначе говоря, при отсыпке дорожного полотна могут попадаться камушки, не превышающие размером детскую ладошку.
Однако в ходе проведенной Росфиннадзором инспекции строящегося участка дороги федтрассы М-5 в районе населенного пункта Травники попадались не просто крупные камни, но и целые булыжники, размером до 80 см. Причем крайне необычного для грунта голубовато-зеленого цвета. При изучении взятых на анализ образцов у экспертов чуть не выпали глаза. Оказалось, что дорожные строители отсыпали десятки километров трассы змеевиком (серпентинитом) - дорогостоящим самоцветом, из которого делают столешницы, вазы и канделябры, стоимость которых из-за дороговизны отделочного камня, может достигать десятков и десятков тысяч рублей.
Специалисты дорожного министерства провели проверку и выяснили, что строительный камень добывался в одном из близлежащих с федеральной трассой карьеров. Естественно, происходило это с грубейшими нарушениями норм законодательства о недропользовании. По итогам ревизии хозяину карьера приостановили лицензию на 3 месяца.
Однако эта санкция не дает ответа на вопрос о том, почему вместо щебня ценой около 400 руб. за тонну строители использовали серпентинит, стоящий в 8 раз дороже - порядка 3 тыс. руб. за тонну. Заинтересовавшиеся этой историей правоохранительные органы пока не готовые дать комментарий. Однако это сделал один из экспертов по дорожному строительству: «Можно предположить, что вместо того, чтобы тратить деньги на покупку и доставку щебня, строители организовали себе и дешевый доступ к карьеру по добыче камня. Российские недра, как известно, глубоки и неисчерпаемы. Видимо, строители решили, что не случится ничего дурного, если тысячи и тысячи тонн змеевика будут закатаны в асфальт на федеральной трассе».
Впрочем, пострадали не только недра. Последствия таких «инноваций» могут оказаться фатальными и для самой трассы, и для проезжающего по ней потока автомобилей. «Согласно СНиПам, максимально допустимая фракция щебня для отсыпки дорожного полотна 70 мм, - комментирует ситуацию руководитель проектно-сметного объединения «ИПК» Владимир Добрынин. - При нарушении технологии, когда используется более крупная фракция, дорожное полотно не может быть прочным - при эксплуатации на нем появляются трещины и ямы. И в результате такая дорога не способная отвечать требованиям безопасности дорожного движения».
В настоящее время дорожные работы на участке федтрассы «Урал», засыпанном змеевиком, приостановлены. Экспертам предстоит решить, что делать с этой дорогой дальше.
Источник: altaypost.ru