Варианты организации банковского инновационного процесса
Как создать новый бренд? Рассмотрим этот вопрос на примере банковской деятельности. Вариантом организации банковского инновационного процесса может быть формирование подразделений с соответствующими обязанностями в составе бизнес-направлений, в частности, корпоративного, розничного бизнеса, или функциональных служб коммерческого банка, как: департаменты стратегического развития, маркетинга, информационных технологий и тому подобное. Этот вариант предусматривает создание четкого механизма интеграции и координации деятельности подразделений, их межфункционального взаимодействия в ходе разработки и внедрения инноваций.
Для реализации отдельных достаточно автономных инновационных проектов зарубежные банки организуют своеобразные "инновационные лаборатории" на базе реальных отделений или такие, которые действуют в автономном режиме, для запуска пилотных проектов, апробации нововведений и получения обратной реакции потребителей.
В отечественной банковской практике в течение длительного времени, пока сфера инновационной деятельности была ограниченной и касалась только создания новых продуктов, процесс разработки и внедрения инноваций ассоциировался лишь с работой маркетинговых подразделений. Однако в современных условиях, когда в спектр инноваций включаются технологии, бизнес-процессы, организационные модели и тому подобное, а для разработки нововведений становятся все более необходимыми специальные знания и компетенции, эта работа, как правило, передается к отдельным подразделениям.
Аспектом организационного обеспечения реализации инновационных стратегий является создание общей структуры банка, которая бы, в целом, была инновационно-ориентированной, - то есть, безусловно, еще более сложной и более ответственной, поскольку сочетает решение вопросов обеспечения эффективности не только инновационной, а, в первую очередь, всей основной деятельности банковского института. Обобщая, можно сказать, что целью организационных изменений является преодоление разрыва между возможностями банковского учреждения и его стратегией, которая в современных условиях имеет существенную инновационную компоненту.